Лямбда-зонд: принцип работы и содержание металлов

Что такое лямбда-зонд?

Сегодня мы разберемся в еще одной важной запчасти автомобиля, а именно узнаем, что такое лямбда зонд и каковы его функции.

Лямбда-зонд – элемент катализатора, который измеряет уровень кислорода в отработанных выхлопных газах. То есть, в каждом исправном авто должен быть катализатор и лямбда-зонд за катализатором. Напомним, катализатор помогает очищать выхлопные газы и нейтрализовать токсичные вещества в них. Это происходит благодаря содержанию ценных металлов в катализаторах. Детальнее об этом можно прочитать в нашей статье. Соответственно в воздух автомобиль выпускает безопасные газы и это заслуги катализатора.

Лямбда-зонд и катализатор играют в одной команде и способствуют исправной работе выхлопной системы. В процессе работы двигателя именно лямбда зонд – это датчик, регулирующий состав топливно-воздушной смеси во время его работы.

Принцип работы лямбда-зонда

Принцип работы лямбда зонда состоит в следующем: датчик кислорода посылает сигнал на блок управления системы впрыска топлива, а в свою очередь оптимизирует состав смеси топлива, которая должна подаваться в цилиндры. Этот слаженный процесс позволяет обеспечить эффективную работу катализатора. В современных автомобилях вы найдете лямбда зонд перед катализатором, а также за ним. То есть таких датчиков кислорода два.

Один кислородный датчик находится перед катализатором и выполняет ту функцию, которую мы описали выше. За что отвечает второй лямбда зонд? Он проверяет, насколько эффективно работает сам катализатор.

Из чего состоит лямбда зонд?

Какие бывают кислородные датчики?

  • Широкополосные.
  • Узкополосные из диоксида титана.
  • Узкополосные из диоксида циркония.

Для начала рассмотрим широкополосное лямбда зонд устройство и его принцип работы. Широкополосные датчики состоят из измерительной и насосной камер. Измерительная – поддерживает состав газов при котором лямбда = 1, а помповая забирает лишний кислород в атмосферу, если двигатель работает на бедной смеси или же наоборот заполняет кислородом из внешней среды диффузное отверстие. Работа этого зонда возможна при температуре более 600 ℃

 Узкополосные из диоксида циркония являются одной из самых популярных моделей лямбда зондов. Изготавливается из керамики и циркония и может быть одно-, двух-, трёх и четырех ведущим. Наконечник такого датчика покрыт защитными пластинами и выступает проводником.

Работа этого зонда возможна при температуре свыше 350℃, однако при +950℃ датчик может перегреться и выйти из строя.

Узкополосные из диоксида титана лямбда-зонды имеют сложную конструкцию и высокую цену. Когда изменяется проводимость титановой части (из-за изменения количества кислорода) лямбда-зонд сообщает об этом блоку управления. Работа этого зонда возможна при температуре более 700°C.

Может ли работать автомобиль без лямбда-зонда?

Что ж, мы поняли, какой принцип работы датчика лямбда зонд, пришло время разобраться может ли автомобиль работать без него. И наш ответ «может, но не стоит». Это не та деталь, которую следует удалить и от этого что-то улучшится. Напротив, расход топлива может увеличиться, как и расход смеси, а само авто будет выбрасывать вам ошибку, которую можно будет удалить только прошивкой.

Как понять, что лямбда-зонд вышел из строя?

  1. Светящийся «CHECK ENGINE»
  2. Динамика автомобиля снизилась, а расход топлива возрос.
  3. Работа двигателя на холостых оборотах нестабильна.
  4. Чрезмерный нагрев катализатора и аромат горения с его стороны.

Что делать, если механизм вышел из строя?

Завезите свой автомобиль в СТО, чтобы заменить датчик и дальше спокойно. Других советов у нас нет, ведь все-таки это важная часть нормальной работы катализатора.

Рекомендуем покупать новые оригинальные лямбда-зонды для вашего авто. БУ датчик не вариант, поскольку в большинстве случаев он быстро выйдет из строя или вообще не будет работать. Старые кислородные датчики не подлежат ремонту.

Как дольше уберечь лямбда-зонд?

  1. Заливайте качественное горючее.
  2. Не перегревайте автомобили.
  3. Своевременно ремонтируйте мелкие поломки, особенно в системе зажигания.
  4. Избегайте скорости, когда тахометр находится в “красной зоне”.

Напомним, что ресурс работы этого устройства составляет 100-120 тыс. км.

Какие ценные материалы содержатся в зонде?

Электрод лямбда-зонда покрыт платиной, это и влияет на стоимость, но это также возможность сдавать его на переработку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *